Кирүү | Катталуу

Повышение потенциала и уровня образования священнослужителей, способствующих позитивному развитию религиозной ситуации в Кыргызстане

Повышение потенциала и уровня образования священнослужителей, способствующих позитивному развитию религиозной ситуации в Кыргызстане




Программы обучения (2015-2019)


ФРДК "Ыйман" с апреля 2015 года тесно сотрудничает с ДУМК в целях реализации обучающей программы, направленной на повышение потенциала и уровня образования исламских священнослужителей Кыргызстана. За время сотрудничества налажена система взаимодействия как по учебной, так и стипендиальной программам ФРДК "Ыйман", достигнут обоюдный высокий уровень доверия.
Стороны пришли в решению, что особое внимание при обучении необходимо уделить контексту программы обучения, основным приоритетом которого будет предоставление объективных научных знаний о религии и, баланс теологических и секулярных предметов.



В целом, программа обучения была разделена на 3 этапа:
- 1-й этап обучения (12-дневная программа, 96 часов, 19 предметов), была реализована с мая 2015 года по сентябрь 2016 года прошли 2305 священнослужителей.
- 2-й этап обучения (6 дней, 36 часов, 12 предметов), была реализована с октября 2016 года по январь 2017 года прошли обучение 1537 имамов.
- 3-й этап обучения (6 дней, 36 часов, 12 предметов) начат в феврале 2017 года, планируется обучить 2300 имамов. К 1 марта 2019 года оучением было охвачено более 1430 имамов.


Повышение потенциала и уровня образования священнослужителей, способствующих позитивному развитию религиозной ситуации в Кыргызстане


При разработке программ принимались во внимание существующая ситуация в сфере профессиональной подготовки имамов, эффективность имеющиегося опыта ФРДК "Ыйман" и ДУМК в данном вопросе, рекомендации ГКДР и преподавателей, потребности и предложения ДУМК.
Рабочими группами в структуры программ были введены предметы по повышению общего уровня (секулярные предметы или не теологические, но и не атеистические) и теологические предметы. При работе над программами брались во внимание:
- профессиональный уровень и потенциал священнослужителей,
- конкретные потребности и пробелы знаний священнослужителей-участников,
- особенности и специфика регионов, в том числе ментальная, сложившаяся религиозная практика и ситуация, тенденции развития религиозной жизни населения.

Далее, на основании сформулированных тем семинаров, обозначенных примерных вопросов, которые должны быть раскрыты в каждой теме, проводился процесс отбора преподавателей. Отбор преподавателей проводился с целью обеспечить соответствие качества навыков и знаний преподавателя требованиям качественного проведения семинаров.
Отбор составил чрезвычайно важную часть процесса, поскольку компетенция преподавателя являет собой фундамент эффективного обучения в ходе семинара. Фонд выбирал преподавателя, обладающего необходимым опытом и зарекомендовавшего себя в качестве профессионала необходимого уровня. Все кандидаты в преподаватели были согласованы с ДУМК и ГКДР.
Основной акцент делается на практический опыт и навыки обучения.


Отбор преподавателей проводился по следующим критериям:
- навыки динамичного обучения на кыргызском, а т.ж. при необходимости на русском языках, коммуникабельность и работоспособность,
- владение знаниями и информацией по своей тематике на высоком уровне,
- умение эффективно доносить информацию,
- наличие опыта в качестве преподавателя, лектора-тренера.
- соответствующее образование.
Лекторами выступали ученые-теологи из ОшГУ, КТУ “Манас” и Исламского университета, священнослужители из ДУМК, члены Совета Улемов КР, сотрудники фонда “Ыйман”, специалисты из соответствующих сфер (МЧС, ГКДР и др.), частные тренеры-консультанты. Все лекторы были отобраны совместно с членами рабочих групп по разработке учебных программ и согласованы с ДУМК и ГКДР.

Повышение потенциала и уровня образования священнослужителей, способствующих позитивному развитию религиозной ситуации в Кыргызстане


Помимо дисциплин, введенных в программы, в рамках семинаров проводились внеучебные встречи-лекции с видными религиозными деятелями страны, в том числе с Муфтием КР и членами Совета Улемов КР. На встречах обсуждались дополнительные вопросы, проводились практические занятия и дискуссии по теологическим вопросам.
На первом этапе (2015-16 гг.) практические внеучебные занятия проводились, в основным, по 2 темам: правила совершения нике (бракосочестания) и совершение жаназа (погребение). Данные практические занятия проводились по предложению ДУМК с целью применения единой практики на всей территории страны.

Предметы 1-го этапа:

Секулярные предметы:
1. Концепция госполитики в религиозной сфере
2. Ведение отчетности и учета работы мечети
3. Стратегия планирования и управление временем
4. Культура речи
5. Первая помощь при ЧС
6. Методы решения вопросов сообществ
7. Навыки владения IT технологиями
8. Права и обязанности священнослужителей

Теологические предметы:
1. Толкование священного Корана
2. Исламское право
3. Конфессии в КР
4. Хадисоведение
5. История развития ислама
6. Наследственное право по шариату
7. Течения и направления в исламе
8. Вероубеждение
9. Тефсир
10. Фикх
11. Хитабат


Повышение потенциала и уровня образования священнослужителей, способствующих позитивному развитию религиозной ситуации в Кыргызстане



Первый этап обучения показал существенную разницу по уровню профессиональной подготовки среди имамов. В связи с чем, второй этап обучения проводился, преимущественно, для тех имамов, уровень профессиональной подготовки которых требовал дополнительного усиления и повышения. Такое решение было принято по итогам обсуждения с ДУМК. Соответственно и программа была разработана таким образом, что позволяла более детально раскрыть вопросы и темы, которые затрагивались в первом этапе.
Участники семинаров второго этапа определялись совместно с каждым казыятом, что позволило максимально охватить и привлечь к учебе соответствующих имамов.


Предметы 2-го этапа:

Секулярные предметы:
1. Концепция госполитики в религиозной сфере
2. Делопроизводство мечети
3. Риторика
4. Кыргызская культура и религия
5. Этика имама

Теологические предметы:
1. Толкование священного Корана
2. Хадисоведение
3. История развития ислама
4. Вероубеждение
5. Тефсир
6. Фикх
7. История Пророков

3-й этап реализуется в рамках проекта "Конструктивные диалоги по религии и демократии", при финансовой поддержке Европейского союза по программе "Демократия и религия". Проект берет свое начало с февраля 2017 года. Семинары были начаты в июле 2017 года.
При подготовке к семинарам, каждым преподавателем были разработаны модули по своим предметам, объединенным в "Учебное руководство для организации и проведения семинаров исламским священнослужителям".
Руководство состоит из двух частей. В первой части – организационной, излагаются рекомендации по подготовке семинара, теоретические основы тренинговой работы и общая методология семинара. Во второй части расписан собственно семинар. Эта часть руководства представлена 12 модулями. Модули, изложенные в Руководстве, разработаны для использования во всех планируемых 27 семинарах. Каждый модуль разработан с учетом специфики предмета и направлен на повышение потенциала и уровня образования имамов.

Предметы 3-го этапа:

Секулярные предметы:
1. Организация взаимодействия священнослужителей с органами МСУ и населением.
2. Государство, закон и религия.
3. Основы безопасности и навыки лидерства при чрезвычайных ситуациях.
4. Уроки толерантности в религиозно-культурном разнообразии современного общества. Предупреждение и разрешение конфликтов местных сообществ.
5. Гармония национальной культуры и религии.

Теологические предметы:
1. Межконфессиональный диалог как фактор гуманизации межрелигиозных и межнациональных отношений.
2.Исламская правовая мысль как опора поддержания мира, уста¬новления межнационального и межконфессионального согласия.
3. Исламская правовая культура и ценности человека и личности.
4. Этика священнослужителя.
5. Религии мира о ценностях семьи.
6. Заблуждения и противоречия идеологии насильственного экстремизма и терроризма.
7. Человеческие ценности в разрезе религиозных течений ислама.

Таким образом, в течение 4 лет, Фондом выстроена своя система повышения потенциала и уровня образования священнослужителей страны, главным образом направленной на противодействие роста идеологии радикализма и насильственного экстремизма.

5-03-2019, 13:42 | Категория - Биз жөнүндө, Жаңылыктар |

Окшош макалалар:

ЭҢ КӨП ОКУЛДУ:

АРХИВ

«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

АКЫРКЫ МАКАЛАЛАР:

To Top